Seriously? IE? Go here and download normal browser.

ОНЛАЙН БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИИ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ, ВЫБОР, ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Скачать в Word

Актуальность. Игры сопровождают нас повсюду и всю жизнь. Благодаря детским играм и увлечениям, часто выбираем жизненный путь. Учась и приобретая практический опыт, кто-то стремится к благополучию, кто-то к славе, кто-то и к первому и второму. Чтобы быть успешными, мы посещаем «серьёзные» (обучающие) профессиональные тренинги, используем бизнес-симуляторы. С появлением компьютерных игр многое изменилось. Они усилили и расширили своё влияние на наш жизненный выбор и поведение. Бытует мнение (и оно не лишено оснований), что боевые компьютерные игры мимоходом пробуждают в игроках жестокость, переносимую в реальную жизнь. А вот в стратегических компьютерных играх игрок учится управлять развитием города или вымышленной страны, принимать ответственные решения. Во взрослой жизни, благодаря регулярным тренировкам на симуляторах разного типа, например, летчики, оказываясь в реальных критических ситуациях, за секунды принимают верные решения, спасая жизни экипажа и пассажиров. Что же касается менеджеров компаний и предпринимателей, то благодаря работе с бизнес-симуляциями, они подготовлены к поиску и принятию верных управленческих решений, обеспечивающих устойчивое развитие своего бизнеса в меняющихся условиях.

Влияние бизнес-симуляций на успешность обучаемых систематически изучается разработчиками, работодателями, HR-специалистами и педагогическим сообществом,,,. В результате этой работы предложены различные подходы к типологии и классификации бизнес-симуляций, созданы базы данных и каталоги, но чаще - списки с описанием бизнес-симуляций, доступных для изучения.  

Цель доклада – представить базы данных и каталоги онлайн бизнес-симуляторов, их разработчиков и университеты, наиболее активно использующие симуляторы в обучении, а также обсудить возможные подходы к выбору бизнес-симуляторов для учебного процесса и онлайн тренингов.

Результаты исследования. Что принято называть бизнес-симуляцией. Стремление дать наиболее точное толкование сути термина «бизнес-симуляция» вовлечет нас в научную дискуссию, которая не предусмотрена данным докладом. Для простоты, воспользуемся определениями термина из трёх википедий:

  1. Business simulation модель, используемая для бизнес-тренингов, обучения и анализа с целью и развития деловой хватки. Цели обучения включают в себя: стратегическое мышление, принятие решений, решение проблем, финансовый анализ, анализ рынка, операции, командная работа и лидерство.  
  2. Бі́знес-симуля́ція — інтерактивна модель економічної системи, яка за своїми внутрішніми умовами максимально наближена до відповідної реальної економічної одиниці: підрозділу чи усього підприємства, галузі, держави; має чітко сформовану освітню мету — вироблення учасниками практичних навичок та компетенцій.
  3. Бизнес-симуляция — интерактивная модель экономической системы, которая по своим внутренним условиям максимально приближена к соответствующей реальной экономической единице (компания и её подразделения, корпорация, отрасль, государство), используемая в исследовательских или образовательных целях. Экспериментируя с бизнес-симуляцией, обучаемый приобретает навыки и компетенции, пригодные для использования в реальной экономической среде. Это качество отличает бизнес-симуляции от компьютерных экономических игр-развлечений.  

Приведенные выше определения, дополняя друг друга, формируют более-менее полное представление о назначении, целях, задачах и об объекте, который представляет экономическую систему. Можно было бы каждое из определений, например, дополнить перечислением методов моделирования, характеристиками и особенностями моделей и др. Но эти детали существенны для спецификации моделей и классификации бизнес-симуляторов. 

У приведенных определений термина «бизнес-симуляция» есть один недостаток: они создают впечатление, что обучаемый играет с математическими моделями и алгоритмами, описывающими различные игровые сценарии. Такие симуляторы есть, они нужны и важны для ситуации, в которой обучаемые нуждаются в приобретении конкретных компетенций, важных для работы на конкретном рынке, в конкретной компании или корпорации, согласно выбранной роли в иерархии её управления. Как правило, они предназначены для игры одной или нескольких команд, устанавливаются на один или все компьютеры, подключенные к локальной сети класса. 

Чтобы приблизить бизнес-симуляции к реальной экономике, разработчики бизнес-симуляторов пошли дальше. Они построили онлайн-платформы, на которых неограниченному количеству игроков разрешено создавать виртуальные компании в странах на выбор, разрешено выбирать виды деятельности компании, выходить на рынки других стран со своими товарами и услугами и т.д. На таких онлайн-платформах игрок на неосвоенных рынках конкурирует с умными алгоритмами и моделями, а на освоенных – с реальными игроками. Причем неизвестно на каком из этих двух рынков выбранная стратегия будет эффективнее.

Нами предлагается дополнить рассмотренные определения тем обстоятельством, что в симуляции может использоваться открытая интерактивная модель экономической системы, отображающая деятельность реальных игроков и конкуренцию между ними.

Типология и классификация бизнес-симуляторов. Типология и классификация — два родственных понятия. Границы между ними условны и применение их в определенных областях знания в большой мере зависит от исторических традиций. Цель типологии и классификации одинакова – распределить единицы изучаемой совокупности по однородным группам. 

В статистике под классификацией понимают группировку изучаемых объектов, исходя из количественных признаков. В нашем случае это может быть стоимость лицензии, максимальное количество игроков, количественные требования к компьютерам игроков, требования к производительности игрового сервера и др. Под типологией понимают группировку объектов по качественным признакам, например, типам операционных систем, особенностям поведения игроков, видам деятельности, предусмотренным симуляцией и др. 

В литературе широко распространена классификация бизнес-симуляций по Biggs – Greenlaw, разработанной в начале 1960-х годов. В ней выделено 8 типов бизнес-симуляций,:

 

Типы/ Dimension бизнес-симуляций

Описание альтернатив / Description of alternatives

  1. Функциональные или
    целостные

Разработанные для сосредоточения внимания на принятии решения 

  • в узкой функциональной области (например, маркетинг, производство, финансы и т.п.) или 
  • для имитации деятельности целого предприятия с целью развития навыков высшего уровня управления.
  1. Конкурентные и
    неконкурентные

Наличие или отсутствие взаимосвязи между решениями одного участника и результатами других.

  1. Интерактивные и
    не интерактивные

Наличие или отсутствие в симуляции роли администратора.

  1. Отраслевые и
    общие

Направленные на имитацию экономических процессов

  • отдельной отрасли или 
  • на общие экономические процессы.
  1. Командные и индивидуальные

 Нет описания

  1. Детерминированные и
    стохастические

Принятие решения и его результат имеют 

  • вероятностный (стохастический) или 
  • определённый (детерминированный) характер.
  1. Степень сложности

Два измерения сложности: 

      1) сложность экономической модели; 

      2) наличие выбора сложности в симуляции.

  1. Период времени моделирования

Размер периода, который выбран для моделирования.
Например: квартал, день, год и т.д.

 

 

Время берет своё. Классификацию по Biggs–Greenlaw трудно применить к анализу современных бизнес-симуляций, поскольку трудно найти бизнес-симуляцию, относимую только к одному типу. Большинство из них обладает двумя и более типологическими характеристиками.

Современный подход к классификации бизнес-симуляций предложила американо-итальянская команда ученых и инженеров в составе Nicola Baldissin, Fabio Nonino, Marco Greco and Joseph Wolfe для реализации Проекта типологии серьезных игр - The Serious Games Typology Project. Они предложили описывать бизнес-симуляции значимыми, ориентированными на результаты педагогических и исследовательских целей, качественными и количественными характеристиками, распределенными по пяти группам; в шестую группу они отнесли вспомогательные материалы. Описание групп и количество уточняющих вопросов в каждой из них приведено ниже: 

РАЗДЕЛ ТИПОЛОГИИ БИЗНЕС-СИМУЛЯТОРОВ
и его описание

Количество уточняющих вопросов

1. ACTIVITY ADMINISTRATION  - УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

8

This aspect deals with the experience’s application in an administrative sense. Those engaged in the game or simulation have to operate within the confines created by the experience’s designer.

Этот аспект касается применения опыта в администрировании. Участникам игры, либо симуляции, необходимо действовать в условиях созданных ограничений.

2. PARTICIPANTS/ RELATIONSHIPS - УЧАСТНИКИ / ОТНОШЕНИЯ

14

This section deals with the nature of the people playing the game and the kinds of relationships they can have amongst themselves, their competitors or collaborators and potential outside advisers, coaches or observers.

Данная секция касается природы людей и их отношений: между собой, конкурентами, сотрудниками, а также возможными внешними консультантами, коучами или же наблюдателями

3. ENGINE/MODEL - МЕХАНИЗМ /  МОДЕЛЬ

16

A game or experiential exercise is a constructed and artificial system that must have some type of driving mechanism. Wilderness and survival experiences, which are conducted in natural settings by using forests and mountains as backdrops, are actually artificial.

Игра, или же тренажер опыта является построенной и искусственной системой, которой необходим движущий механизм. Опыт дикой природы и выживания, который проводится в естественных условиях с использованием лесов и гор в качестве фонов, на самом деле является искусственным.

4. INTERFACE - ИНТЕРФЕЙС

10

Those participating in a game or simulation must interact both with whatever means it uses to present itself and to provide response(s) to their players. This segment deals with the nature of the interface with which players deal.

Участники игры/симуляции должны взаимодействовать с любыми средствами представления, а также реагировать на своих игроков. Данный сегмент о природе интерфейса, с которым сталкиваются игроки.

5. OUTCOMES - РЕЗУЛЬТАТЫ

10

An exercise or game is a designed tool. Therefore it has at least one expected outcome. There may be other outcomes so this section attempts to capture the number of different outcomes that are possible, and how players are informed of the results of their decisions or choices.

Тренажер, или игра, является спроектированным инструментом. Таким образом, она имеет как минимум один исход. Также могут быть и другие развязки, то есть эта секция нацелена на отображение всевозможных исходов и информирования игроков о результатах их решений и выборов.

6. ANCILLARIES’ -  ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1

Важными результатами реализация Проекта типологии серьезных игр стала деловая игра Business Game Srl с интерфейсом на итальянском языке, а также База данных серьёзных проектов и упражнений:

 

База данных серьёзных проектов и упражнений содержит подробные сведения о 412 серьёзных (образовательных) бизнес-симуляциях и упражнениях. В базе можно упорядочить симуляции по названию, языкам интерфейса, темам, целевому назначению (оценка, образование, исследовательская работа), сложности (колледж, должностное лицо, начальная школа,  выпускник, старшие классы средней школы, зрелый / аспирантский уровень). Это позволяет найти нужный проект.

Возможно, что в Европе в рамках Проекта типологии серьезных игр создана наибольшая база данных о бизнес-симуляторах, пригодных для использования в образовании и для проведения тренингов с практиками. Для сравнения на веб-сайте проекта Online Business Simulation, финансируемого Правительственным управлением по обучению и преподаванию Австралии, представлен каталог-глоссарий из 34 бизнес-симуляторов с кратким описанием назначения и достигаемых педагогических целей. 

Проект типологии серьезных игр был поддержан ассоциациями ученых и профессионалов, которые разрабатывают и продвигают инновационные и эффективные методы обучения в дисциплинах бизнеса управления и смежных областях:

  • Ассоциация бизнес-симуляций и экспериментального обучения (ABSEL) - организует конференции, выпускает журнал, поддерживает базе данных о публикациях и каталог из 17 бизнес-симуляций
  • Международная ассоциация по симуляции и играм (ISAGA) – занимается организацией международных конференций, баз данных и каталогов симуляций нет;
  • Японская ассоциация по симуляции и играм (JASAG) - организует конференции, выпускает журнал, проводит летние школы, баз данных и каталогов симуляций нет
  • Североамериканская ассоциация симуляторов и игр (NASAGA) - организует конференции, издаёт бюллетень и учебные пособия и видео по бизнес-симуляциям, ведёт блог, баз данных и каталогов симуляций нет..  

Более 70 симуляций и упражнений, в том числе для использования в онлайн, предлагает Harvard Business Publishing. Чтобы получить доступ к каталогу нужно быть студентом или преподавателем Гарвардского университета или Гарвардской школы бизнеса Все студенты при изучении всех учебных дисциплин (Учет, Экономика, Предпринимательство, Финансы, Общий менеджмент, Информационные технологии, Маркетинг, Переговоры, Управление операциями, Организационное поведение, Стратегия) пользуются платными симуляторами (средняя стоимость лицензии 45$).

В ранее рассмотренной базе данных серьезных бизнес-симуляций и упражнений нет сведений о стоимости лицензии на работу с бизнес-симуляцией, но приводится адрес веб-сайта разработчика, у которого это можно узнать. 

Бизнес-симуляции обычно платные. Бесплатными являются их демоверсии. Стоимость лицензий устанавливает разработчик.  Например, компания Simformer объявила о Программе поддержки ВУЗов «Simformer: НЕТ короне!». В соответствии с программой каждый ВУЗ может заказать 30 бесплатных лицензий; в лицензию включены два продукта «SIMFORMER. Путь CEO»  и «Crisis Terminator, Intensive». По прайсу стоимость одной лицензии первого продукта 99$, а второго 300 $. Стоимости лицензий на другие продукты компании представлены в онлайн-каталоге Simformer .

По версии интернет-издания Business News Daily, тройку лучших бизнес-симуляций возглавили: 

  1. «Youtubers Life» – однопользовательская видеоигра, обучающая зарабатывать на канале «YouTubers»; 
  2. «Virtonomics» - многопользовательский бизнес-симулятор, предназначенный для обучения и развлечения. В игре нет предопределенных правил для победы или поражения, игра не заканчивается. Игроки создают свою виртуальную компанию, выбирают свои собственные цели в игре, могут работать во множестве отраслей, включая сельское хозяйство, производство, розничную торговлю, финансы, маркетинг, науку и др. Доступна на нескольких языках и бесплатна для онлайн-игры, требует создания учетной записи платформе проекта;
  3. «Больница Two Point» – однопользовательская игра, в которой игрок становится администратором больницы, строит её и управляет, лечит болезни, совершенствует больницу и персонал, изобретает лекарство от очень необычных заболеваний.

 

Выбор бизнес-симуляции. Задача выбора бизнес-симуляции для онлайн тренингов решается преподавателем (тренером) индивидуально, с учетом целей обучения, обеспеченности обучаемых компьютерами и их соответствия требованиям со стороны разработчиков симулятора, его функциональных возможностей, количественных и качественных характеристик, наличия денежных средств для приобретения лицензий. Большая часть вовлеченных в задачу показателей выражены качественными характеристиками. Рациональный выбор можно выполнить путём логических рассуждений, привлечения экспертов, а также с помощью вербального анализа решений или же метода анализа иерархий (МАИ) . Учитывая наличие, как свободных, так и платных программ, реализующих МАИ, задачу выбора бизнес-симуляции предпочтительнее решать этим методом. Этапы решения задачи таковы: 1) построить иерархическое дерево, в вершине которого цель – выбрать бизнес-симуляцию; 2) на втором уровне расположить  названия групп и наименования показателей, соответствующих каждой группе; 3) на третьем уровне расположить отобранные для анализа бизнес симуляции с описанием характеризующих их количественных и качественных показателей; 4) определить приоритеты для показателей второго уровня; 5) определить приоритеты бизнес-симуляций по каждому из показателей второго уровня; 6) рассчитать вектор глобальных приоритетов и выбрать лучшую бизнес-симуляцию.

 

Выводы. 

Бизнес-симуляции, использующие компьютеры и возможности интернета, получают всё большее распространение образовании. В недалёком будущем они станут инструментом подготовки и переподготовки компетентных кадров для компаний компетенций по умолчанию во многих областях. 

Известные подходы к описанию бизнес-симуляций несовершенны, не позволяют разделить всю совокупность этих симуляций на однородные группы по комплексу количественных и качественных характеристик.

Существует потребность в развитии сети баз данных о бизнес-симуляторах на основе согласованных стандартов или иных норм, улучшенными процедурами поиска, сравнения и выбора для приобретения выбранных продуктов.